Профессиональное общение: воздействия механизмы


Профессиональное общение: воздействия механизмы
- способы достижения целенаправленных изменений в сознании и поведении партнера по профессиональному взаимодействию путем использования опр. образом организованной словесной и эмоциональной информации. В кач. механизмов профессионального общения (П. о.) выступают психологические воздействия (П. в.) и влияния. Как психол. феномены, воздействие и влияние имеют разл. природу, закономерности, структуру. Если первое имеет деятельностную природу, то второе - это личностный феномен. П. в., являясь элементом О., включается в коллективную (или совмест.) деятельность людей и представляет одну из форм связи между ними. Как отмечает В. Н. Куликов, с одн. стор., П. в. опосредуется целями, задачами и содержанием совмест. деятельности, а с др. - от целей, задач и содержания П. в. зависит деятельность людей. При этом П. в. следует рассматривать как однократное явление, но если оно оказывается не один, а неск. раз, то мы имеем дело с влиянием или системой воспитания. Первым критерием, по к-рому определяют результаты П. в., является широта охвата психич. явлений. По этому критерию различают парциальные и более общие изменения в сознании или поведении участников П. о. Парциальными называются изменения одного какого-либо психич. явления, напр., отношения работника к проблеме качества своей деятельности. Общие изменения связаны с перестройкой целой группы психич. явлений, напр. ценностно-смысловой сферы личности. Вторым критерием результативности П. в. является стойкость изменений в сознании или поведении участников П. о. В кач. результатов П. в. различают временные и/или постоянные изменения в сознании или поведении. Процесс воздействия не является односторонним, а зачастую приобретает характер взаимовоздействия. Однако однократное и даже многократное П. в. не даст реального результата вне личностного влияния, к-рое определяется как процесс и результат изменения личностью в ходе взаимодействия поведения др. личности, ее установок, намерений, представлений, оценок и пр. Наибольшее значение для субъекта личностного влияния в П. о. имеют 2 взаимосвязанных фактора: авторитет и способность вызывать и удерживать доверие к себе. Лит.: Деркач А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М., 1993; Куликов В. Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Профессиональное общение: воздействия механизмы" в других словарях:

  • Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… …   Энциклопедия инвестора

  • НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… …   Энциклопедия инвестора